На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

На пульсе времени

2 545 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Почекунин
    Русский «Лошарик»...
  • Нина Бакалина
    Дума,  СФ,  что  вы  не  требуете,  чтобы   МО  бомбили  Киев  с  его  террористами  во  главе  с  наркоманом,  сколь...Минобороны сообщи...

Бедность в России – не порок, а гордость парящей над бедняками власти

Несмотря на впечатляющий экономический рост, случившийся в России в начале этого столетия, проблема бедности у нас так и не была решена. В 2000 году доход ниже прожиточного минимума получали 42,3 млн россиян, к 2007 году эта цифра снизилась до 18,8 млн, но с тех пор практически не менялась, оставаясь близкой к 19 млн.

Одна из причин этой бедности – вопиющая неравномерность распределения доходов в России, где за те же годы появились 100 долларовых миллиардеров, которых в 2000 году еще не было ни одного.

Однако бедность – как работающих, так и пенсионеров – не уникальная черта России. В США в 2014 году зарплату ниже прожиточного минимума получали более 9,5 млн человек (6,3% работающих), во Франции – около 2,5 млн (9% от числа занятых). Доля бедных среди пенсионеров была еще больше. Но при этом надо знать, что прожиточный минимум в США оценивается сегодня выше российского в 6,3, во Франции – в 7,2 раза. И практически ни в одной из развитых стран граждане с доходами, не превышающими черту бедности более чем в полтора раза, не платят подоходного налога.

Уникальность же России проявляется именно в удивительном пренебрежении государства к нуждам своих малообеспеченных граждан.

Власти США, Франции и других стран Европы уже много десятилетий назад запустили программы адресной помощи малообеспеченным. В Америке, которая считается очень либеральной страной, таких программ десятки.

Сегодня бедные американцы покрывают от 15 до 30% расходов на питание за счет бесплатных продуктовых талонов. На это США тратят больше денег, чем РФ на оборону, а число охваченных этой программой граждан – 40,3 млн. Одинокие люди и семьи с низкими доходами могут получить в месяц чеки на сумму до $640, которые принимаются в оплату продуктов (кроме сигарет и алкоголя).

Для пожилых американцев есть много других программ неденежной поддержки, важнейшая из них – медицинская. Она распространяется на 74 млн человек с доходами менее 133% от прожиточного минимума, а ее бюджет в 2018 году – $629 млрд. 76% из более 1 млн операций по замене суставов, сделанных в США в прошлом году, были оплачены из этого источника.

В России, где пенсионеров лишь на 3% меньше, чем в США (46,5 против 47,8 млн), подобная помощь оказывается в 25 раз реже. Я не говорю уже о прочих пособиях – детских, на дополнительное образование, по безработице и т.д. – соизмеримых с теми потребностями, которые призваны обеспечить.

 

Все эти недешевые программы являются своеобразной платой государства за социальные мир, выступая и важнейшим средством утверждения общественной солидарности и банального гуманизма. С экономической точки зрения, они тоже выгодны, так как увеличивают общий спрос и поддерживают экономический рост.

Российская бедность отличается от американской и европейской прежде всего тем, что брошена на произвол судьбы. В России нет фактически программ по социальному жилью. Тогда как во Франции и Германии 15-17% населения живет в квартирах, где не только коммунальные услуги, но и цена найма субсидируется государством. А в США застройщики обязаны продавать часть квартир малоимущим (по их меркам!) гражданам по ценам в 2-3 раза ниже рыночных. На пособие по безработице там можно жить так, как и не снится миллионам наших «работающих бедных».

И я не могу согласиться с мнением Юрия Васильева, руководителя администрации главы Чувашии, что у нас люди живут плохо, потому что плохо и мало работают. Нет, они в большинстве своем живут плохо, потому что не удосуживаются призвать к ответу не выполняющие свои обязанности власти.

Конечно, Россия не может содержать своих малообеспеченных граждан на таком уровне, какой достигнут на Западе. Однако никто не мешает нам ориентироваться на показатели, пропорциональные степени нашего экономического развития. Скажем, если сравнить социальные расходы российского и немецкого федеральных бюджетов, будет разрыв в 6-7 раз не в нашу пользу.

Причем в России еще значительные средства, выделяемые по этой линии, тратятся неэффективно (как в случае со школьным питанием). Или вообще не по адресу (улучшают жилищные условия за бюджетный счет в основном и так не бедствующие чиновники).

Почти двести лет назад Шарль Фурье сказал, что «в цивилизации бедность рождается из самого изобилия». Рыночные принципы не предполагают равенства – напротив, в своем свободном виде ведут к дикому социальному и имущественному расслоению. И потому основная роль государства, выбравшего рыночный путь, должна состоять в исправлении этого базового изъяна, а борьба с бедностью – служить главной задачей.

 

Что препятствует реализации в России этой задачи? В первую очередь, я думаю, совершенно особое отношение наших граждан к государству, а государства в лице его чиновников – к народу. В успешных обществах чиновники исходят из того, что максимизация социальных расходов есть благо, а не проблема. Объемы выдачи всяческих пособий, льготного жилья – служат показателем качества работы администрации. При этом чиновники лишены возможности на этом заработать – а граждане, зная свои права, не мыслят дать им взятку. И вся пирамида бюрократии на местном и национальном уровнях завязана на выборность первых лиц, заинтересованных, чтобы люди были довольны результатами их руководства.

В России – все наоборот. Обязанности чиновников обозначены крайне невнятно, любое решение требует сложных согласований, и потому лучше не делать ничего, чем потом отвечать за последствия. «Ответственные лица» очень близки к распределяемым ими деньгам, и поэтому их решения могут быть легко «коммерциализированы».

Наконец в России нет чиновника, который ощущал бы себя чем-то обязанным гражданам – карьерный рост зависят не от них, а от высшего начальства, которое по сути назначается путем мнимых выборов. И в этих условиях ожидать, что власть будет служить народу – просто наивно.

Бедность в России – не порок, а состояние граждан, подчеркивающее особость и значимость их правителей. И ища ответ на вопрос, удастся ли властям сократить вдвое долю бедных россиян к 2024 году, как они сулят, стоит помнить, что за минувшие 12 лет число бедняков у нас практически не изменилось. Откуда же при тех же действующих лицах и порядках взяться радикально иным результатам?

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх