В шаге от финансовой катастрофы: мировой кризис набирает обороты
Ещё одна страна вошла в клуб ПОПС (политики отрицательных процентных ставок) — доходность по облигациям Нидерландов опустилась ниже нуля. Всего в этом сомнительном клубе находятся уже 14 государств, включая Швейцарию, Германию, Японию, Данию и Италию. Зарабатывать деньги в этих странах теперь весьма непросто — гособлигации приносят убытки вместо дохода, другие же ценные бумаги слишком ненадёжны, чтобы можно было рассчитывать на стабильные проценты.
Штаты пока что держатся из последних сил, однако в итоге, полагаю, падёт и долларовый бастион. Как вы помните, не так давно американцы даже демонстративно попытались оторвать ставку ФРС США от земли, подняв её с символических 0,25% до не менее символических 0,5%.
Вероятно, они ожидали вызвать при помощи повышения ставки дефицит долларов и спровоцировать тем самым бегство капиталов со всего мира в «тихую гавань» Штатов. План, однако, не сработал, капиталы на этот раз в США не побежали.
Следовательно, вынуждены будут в итоге включить ПОПС и американцы, ведь если они не опустят ставки значительно ниже нуля, экономика США так и продолжит сползать в дефляцию, что вряд ли входит в планы группировки Обамы-Клинтон.
Конечно, ситуацию это не исправит, ПОПС может не предотвратить, но только оттянуть неизбежный конец. Обратите внимание, хоть ставки и находятся около нуля, и деньги, следовательно, очень дёшевы, реальной экономике это никак не помогает. Промышленное производство в странах Запада уверенно падает.
Причина понятна. Хоть в России и пропагандируют активно заблуждение, согласно которому дешёвые кредиты якобы являются безусловным благом для бизнеса, на самом деле дешёвые кредиты реальному бизнесу скорее мешают — воспользоваться ими с прибылью для своего кармана могут только спекулянты.
Я уже много раз писал об этом, так что укажу только одну причину проблем. Дешёвые кредиты уничтожают здоровую конкуренцию — неэффективные фирмы, которые при нормальных кредитах должны были уйти с рынка, годами продлевают своё существование при помощи кредитов и тянут за собой на дно здоровые компании. Нельзя покупать яблоки за пять центов и продавать за шесть, если бестолочь на соседнем лотке покупает яблоки за 5 центов и продаёт за те же 5, покрывая свои расходы за счёт кредитных денег.
Собственно, если бы не дешёвые кредиты, американские сланцевые компании разорились бы давным-давно, и проблем в экономике США было бы гораздо меньше. Теперь же сланцевые компании разоряются с грохотом, оставляя после себя мины невозвращённых долгов, которые угрожают взорвать дававшие нефтяникам деньги банки.
Вот, кстати, очередная новость — нефтяная компания C&J Energy Services подаёт на банкротство в конце недели. Сумма долгов компании превышает 1,5 млрд долларов.
Как на этом фоне чувствуют себя цены на нефть? Может быть, на фоне усыхания экономик стран Запада будут снижаться и нефтяные цены?
Маловероятно. ОПЕК сообщает, что уже в ближайшие три месяца на рынке может образоваться дефицит нефти.
Оно и понятно: чудес не бывает, если не вкладываться в добычу, добыча упадёт. В добычу нефти не вкладывались? Не вкладывались. Следовательно, добыча должна упасть — если только мировой финансовый кризис не перерастёт раньше времени в полномасштабную мировую финансовую катастрофу.
В завершение замечу, что, если пару лет назад скептики дружно писали о том, что Америка непоколебима, что всем всё платится и что им даже лень объяснять, как всё умно и надёжно за океаном устроено, теперь на проблемы американцев обращает внимание даже угнетавший Россию в девяностые годы МВФ.
Если Соединенные Штаты продолжат наращивать госдолг, который уже превышает 100% ВВП, то при малейшем росте учетной ставки ФРС бюджет страны столкнется с серьезными проблемами по обеспечению госдолга. Об этом сказано в обзоре Международного валютного фонда (МВФ) по экономике США.
«Уже сейчас госдолг превышает 100% ВВП (по итогам 2016 года ожидается на уровне 105,1%), поэтому размер финансовых обязательств США сильно зависит от экономического роста. В случае комплексного макрофинансового шока отношение государственного долга может достигнуть 132% ВВП к концу 10-летнего цикла», — предупреждают в МВФ.
Автор: Олег Макаренко
Свежие комментарии