Юлия Сунцова
ФГБУ «Национальный исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии имени почетного академика Н.Ф.Гамалеи» находится в Москве в районе Щукино, недалеко от улицы Живописной и Большого Строгинского затона.
Корпуса, где сидит администрация, и где в лабораториях трудятся над вакцинами ученые, территориально разделены. Выглядят здания, мягко говоря, по-разному.
Мы проинспектировали оба.
По месту юридической прописки - по ул. Гамалеи, вл. 18 расположен административный корпус. В метрах 350 от него, по адресу ул. Гамалеи, вл. 25 находится вакцинный корпус. Он-то и поражает своим «культурным слоем». Про здание это словно все забыли еще со времен Второй мировой – он явно нуждается в неотложных противоаварийных мероприятиях.
На замшелых козырьках входных групп вымахали двух-трехметровые березы. Некоторые окна с треснувшими стеклами заделаны изнутри фанерой или бумагой. Окна на первом этаже всё еще хранят следы пожара 2013 года, стены снаружи покрыты черной копотью. Фасады облупились до скелетного бетона. На земле во дворе – груда жестяных элементов от разобранной системы водоотведения. На ограде по периметру отпринтовано объявление о секс-услугах.
На первый взгляд, кажется, что людей и работников тут просто не может быть из соображений безопасности. Этот храм науки больше похож на заброшенный, в лучшем случае - расселенный под снос.
Но, к своему удивлению, мы обнаружили, что с парадного входа входят и выходят сотрудники.
Охранник сообщил, что это и есть так называемый «вакцинный корпус», где ученые кропят над своими разработками, а у начальства здание – отдельное, неподалеку.
На пару минут удалось проникнуть в святая святых. Теплилась надежда, что может быть внутри здания всё по-другому, но, увы. Мы словно оказались в каменном веке.
Отделка в суровой советской эстетике, пожелтевшие стены с отшлепывающейся кусками штукатуркой, старый лифт, деревянные двери, открытые потолочные коммуникации. Одним словом, страшно. Впрочем, смотрите сами.
От увиденного, если честно, до сих пор дрожь по телу. Почему самые квалифицированные вирусологи страны работают в таких условиях?
Цинично на этом фоне выглядит административное здание. Внутреннюю обстановку нам оценить не удалось из-за бдительности охраны, но фасады здесь выглядят на порядок лучше.
Научно-исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии имени почетного академика Н.Ф.Гамалеи имеет статус учреждения федерального значения и находится на балансе Минздрава РФ.
Мы направили в министерство редакционный запрос с просьбой рассказать, что стало причиной такой разрухи и предоставить информацию по поводу запланированного ремонта здания (если он запланирован). На момент публикации ответа из Минздрава не поступило.
Из сведений с сайта Публичной кадастровой карты (Росреестра РФ) следует, что участок под «вакцинным» корпусом с кадастровым номером 77:08:0009022:60 относится к категории «Земли населенных пунктов» с разрешенным использованием – «для объектов, характерных для населенных пунктов». Предназначение здания подтверждается отметкой в документе - «ДЛЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЗДАНИЯ ВАКЦИННОГО КОРПУСА».
Согласно справочной информации Росреестра по объектам недвижимости, земельный участок под корпусом на Гамалеи, вл. 25 принадлежит двум собственникам, за номерами прав: № 77-77-14/008/2006-753 от 10.08.2006 (Постоянное (бессрочное) пользование) и № 77-77-14/001/2011-572 от 05.03.2011 (Собственность).
Некоторые данные о ремонтах этого «попавшего под власть времени» здания можно найти и в публичном доступе.
В 2014 году на сайте мэра Москвы, к примеру, сообщалось, что корпус ГБОУ «Научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Почетного академика Н.Ф. Гамалеи» по адресу: Гамалеи, вл. 25 будет реконструировано и технически перевооружено за счет федерального бюджета и силами застройщика «НИИЭМ». По данным конкурсной документации, на исполнение контакта была выделена немалая сумма: а именно - 1,317 млрд рублей. Классификация работ значилась как - «услуги строительные и объекты строительства».
ФГБУ «Национальный исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии имени почетного академика Н.Ф.Гамалеи» как госзаказчик регулярно разыгрывает тендеры для обеспечения своей деятельности.
9 августа этого года, например, должна завершиться подача заявок на контракт в 229,5 млн рублей по капитальному ремонту кровли здания; капитальному ремонту блока для работы с инфицированными животными; капитальному ремонту отделения биологического и технологического контроля.
16 июля также закончилась подача заявок на контракт по разработке проектно-сметной документации на замену грузового лифта с финансовым обеспечением в 390 тысяч рублей.
Только в июле этого года научно-исследовательский институт оплатил 137,6 тысяч рублей НИИ по контракту за услуги по «специальной оценке условий труда». 1,66 млн рублей - ушло на контракт по обследованию конструкций и разработке проекта капитального ремонта здания складов. 1,7 млн – на поставку оборудования. Почти 4 млн рублей – на обслуживание комплекса оборудования основного и резервного хранилища Госколлекции вирусов.
Встречаются в перечне закупок и контракты, необходимые для изучения непосредственно новой коронавирусной инфекции. Например, 998 тысяч выделено в июне этого года на «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы: "НИР: Молеклярно-структурный дизайн, синтез производных индолтрикарбинола, в том числе эфиров индолил-3-карбоновой кислоты и полипренолов, и экспериментальное обоснование противовирусной активности и модификации иммунного ответа в отношении возбудителей SARS-CoV-2".
Ежемесячно десятки миллионов тратятся на обслуживание оборудования, приобретение прав на ПО, поставку реагентов, расходных материалов, запчастей, моющих средств, лабораторных животных и кормов для них. Мы пролистали 100 последних закупок Института им. Гамалеи – за март, апрель, май, июнь и июль 2021 года. Можно с уверенностью сказать, что и недели не проходит, чтобы НИИ не закупил себе товара или услуг на сумму примерно в 1-2 миллиона (перерыв приходился только на майские праздники).
Иными словами, деньги есть. Их, по-видимому, даже в избытке – в июне этого года руководство даже позволило себе заказать автомобиль бизнес-класса за 10 млн рублей. В техническом задании указано, что транспорт требуется с панорамной крышей, салон, сидения и руль в нем должны быть обиты натуральной кожей, а сидения, хорошо б чтоб были с функцией массажа. Чего не сделаешь для служебных нужд...
Остается только один вопрос. Вопрос о приоритетах. Почему на бюджетные и внебюджетные (собственные) деньги института устраивается комфорт в первую очередь для административного звена?
И почему «передовая» у нас, где вот уже второй год в поте лица спасают всё человечество российские вирусологи, с облезлыми стенами?..
Свежие комментарии