Постоянное удлинение сроков карантинов начинает напоминать операцию по приучиванию населения жить бедно.
Кроме основного, медицинского эффекта по замедлению распространения вируса, «вечный» карантин заставляет людей привыкать к пониженным нормам потребления.
Мы никуда не летаем, мало ездим, меньше покупаем одежды, товаров, услуг. Жизнь становится менее разнообразной, но в принципе – жить можно. После месяца карантина наша жизнь не остановилась.
Объявляя продление карантина ещё на два недели, мы как бы спрашиваем самих себя – а сможем тратить ещё меньше?
Пройдут эти две недели, и общество увидит, что – да. Смогли! Прожили!
Вирус не отпустит – и общество снова примет решение: продлить карантин ещё на пару недель, а может, и на месяц или даже на два.
Я осознанно пишу «общество», а не власть. Хоть решение о продление карантина формально принимает власть, но неосознанно она ищет ответ на ее сомнения в глазах народа.
Каков минимальный уровень потребления, к которому смогут приспособиться наши люди?
У каждой страны есть свой запас прочности и свои обычаи. У одних есть резервы, а у других – долги.
У одних накопления, а у других дешёвая рабочая сила. Каждая страна будет выживать в условиях пост-вирусной экономике по-своему.
Одни страны, как Китай, будут видеть возможность сохранить потребление почти на том же уровне – и быстро свёрнут карантины, чтобы продолжить деятельность за счёт внутреннего рынка и госинвестиций.
А другие, как Италия, к примеру – будут долго тянуть с отменяй карантинов, приучая итальянцев тратить меньше и жить беднее, чтобы потом этот пониженное статус-кво навеки сохранить .
Немцы чувствуют, что уже могут позволить себе остановиться в падении потребления и начинают выходить из карантинов. А США ещё размышляет – где их предел падения?
В таком же размышлении сейчас пребывает и Россия.
У нас есть накопленные резервы, но они не бесконечны. Если тратить их сейчас, с сегодняшним уровнем потребления и трат – надолго не хватит.
А значит, по мере продления наших карантинов население будет менять свои приоритеты по тратам, снижать нормы потребления, пока не станет зрим тот минимум, ниже которого уже не опуститься. С которым можно жить и сохранить резервы на максимально долгий срок.
Пандемия – это война. Но не скоротечная, а мучительная, длинная окопная война, где побеждает тот, кто лучше посчитал свои резервы, заготовил запасы, усилил тылы.
Думая, что быстрое снятие карантинов спасёт экономику – мы можем сделать скоропалительную ошибку. Сохранив прежние привычки и нормы потребления мы быстро съедим вчерашние запасы.
А нужно быть готовыми к «длинной войне». Поэтому нужно ждать, перестраиваться, учиться меньше тратить, чтобы на дольше хватило.
Наш карантин наверняка будет долгим – куда дольше, чем в Германии, далеко обскакавшей нас по организованности сопротивления общей напасти.
Свежие комментарии