В XVIII веке, когда многие священники, да и миряне тоже, еще искренне верили в Бога, находя в той вере утешение в невзгодах и цель жизни, жил в Греции отчаянный священник Косма Этолийский.
Собирал на свои проповеди тысячи людей, которых не вмещали храмы – поэтому проповедовал в чистом поле и уже при жизни получил в народе титул нового апостола.
Стоял горой за просвещение, наоткрывал десятки сельских школ, но крепко насолил еврейским торговцам, призывая к ограничениям торговли, за что те устроили за взятку его осуждение на виселицу.
А в веках он прославился пророчествами, актуальными и для потомков – оттого, я думаю, что крепко верующий во что-то обретает дар пророка, начинает слышать будущего зов. Человек же без веры и морали теряется и в своем времени. На эту мысль наводят и пророчества Космы:
«Придет время:
- когда повозка без лошадей будет мчаться быстрее зайца;
- когда люди будут разговаривать из одной дальней местности с другой, например из Константинополя с Россией, словно они в соседних комнатах;
- когда увидите несколько деревень, поместившихся в одном доме;
- когда увидите железных птиц, которые то мирно летают по небу, то изрыгают огонь;
- когда налогом обложат даже куриц и окна;
- когда воры и разбойники будут не прятаться в горах, а жить в городах, одеваться, как обычные люди, и грабить вас среди бела дня;
- когда в школах появятся такие вещи, что ум ваш не вместит;
- когда тарелки ваши будут полны до краев, но еду невозможно будет есть...»
В этом чувствуется грозный кукиш нашей любимой нынешней сентенции: «Не учите меня жить, лучше помогите материально!» Дескать только наполните мою тарелку – а чем и как хлебать, сам знаю! Но все ясней ощущается, что это не так. Взволновавшая всех трагедия в Казани, причина которой явно не в пустой тарелке – тому очередное подтверждение.
А в чем ее причина?
Рассудительные люди, полагающие, что им не нужна никакая выходящая за рамки личного сверхсуть, говорят примерно так:
«Все просто. Причин две: человек сошел с ума на почве ненависти к людям – и смог спокойно купить себе ружье. Как этого можно было бы избежать? Не продавать оружие сумасшедшим».
Ну, второе причиной мне не кажется: не сможет идиот, действующий в своем узком плане порой куда успешней прочих, достать ружье, добудет автомат запотевшего чем-нибудь росгвардейца, сляпает бомбу и т.д.
Мало ль в век железных птиц и сказочных повозок орудий и компонентов для убийств! Но и с первой причиной разобраться не так просто: далеко не все психи орут: «Я – псих! Держите меня семеро!» Есть и ведущие себя крайне скрытно, кого не схватить за руку, пока эта рука не натворит беды...
И казанская трагедия, я полагаю – результат (далеко не единственный) не какого-то технического, а системного сбоя, указанного в том все чаще поминаемом пророчестве о наполненной всуе тарелке.
Причина чего видится мне в уже не раз звучавшем, но как-то поверхностно, не трогательно тезисе о кончине нашей идеологии. (Ну кроме «Путин – наш рулевой!» «Сам умирай, а Путина избирай!» – что просто издевательство тирана над поверженным народом).
Не стало главных, пролегающих выше личной крыши цели и смысла жизни – а потому и общей связанности, без которой ни песню спеть, ни красотой природы насладиться. Как и той утешительной основы, без коей любое мелкое несчастье бесит до смерти.
И при неизбежно нарастающем попутно эгоизме – до смерти, как в казанском или керченском случае, не своей. Впрочем и число самоубийств, и абортов в России страшно велико.
Какой уж тут аппетит к даже до краев наполненной тарелке! Почему кстати наши олигархи и высшие чинуши, столь же нищие духом, как и растоптанные ими низшие слои, так безумно изощряются в наполнении их золотых блюд. А счастья, неизбежно связанного для любого человека с насыщением духовного начала – нет.
И Бог тут не в помощь, ибо поверить искренне в его догмы про 7 дней творенья, в незримый, вроде путинского, бункер и шестикрылых порученцев уже даже не дебилу второкласснику нельзя. А без искренности вся эта машина счастья к счастью не работает – иначе против жирующих за счет народа негодяев вовсе шансов не было б.
Мне лично доставляла счастье величайшее идеология социализма – когда я, много разъезжая по родной стране, чувствовал себя хозяином такого необъятного простора, с которым моей личной смерти нет.
А счастье от участия в тех или иных общих хлопотах, в лишенных классовых оков застольях с героями сельского, сценического, научного и прочего труда – есть! И самые простые пельмени из обычного несоевого мяса, валявшиеся в каждом продмаге, были при этом сказочно вкусны!
Не думаю, что Путин или Абрамович жрут сегодня под их одеялами своих омаров с таким наслаждением, с каким я поглощал самые простые блюда в кругу моих незабвенных друзей. А о подругах тех блаженных пор, не ведавших поганой нынешней корысти – и вовсе память как о догреховных райских кущах...
Почему мы не сберегли все это под натиском каких-то доморощенных, не упиравшихся в основы мироздания проблем? Увы, людишкам духу не хватило; не выстояли, пали на карачки перед ста сортами колбасы и прочей завозной халявой. Как в случае с Пушкиным и Лермонтовым – победило зло. Как все это вернуть?
Других идей кроме социализма, сладкого его великим братством и растворением личного ничтожества в громаде общего – у меня в голове нет. Сможет кто-то родить что-то иное – исполать! Ну а пока обиженные жизнью и не имеющие в ней утешения звереныши нас будут убивать. На что пододеяльным Путиным и Абрамовичам, взявшим сегодня свой низких верх в нашей стране – глубоко плевать.
Свежие комментарии