На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

На пульсе времени

2 543 подписчика

Свежие комментарии

  • Людмила Петрухина (Цыганкова)
    Душевно вы сказали!👍💯👏👏👏США требуют от Ро...
  • 1941-1945
    Абзалов просто пиарится  Как говорится Кто-то Где-то Кому-то Бабушка на двое сказалаДмитрий Абзалов: ...
  • Александр Бабин
    А как с вами-если вы  нормального языка не понимаетеМакрон: в НАТО вс...

Политолог Дмитрий Орешкин: "Забота о населении не входит в задачи власти..."

Дмитрий Борисович Орешкин-политолог, журналист, кандидат географических наук.
Дмитрий Борисович Орешкин-политолог, журналист, кандидат географических наук.

 

Почему Путин решился на отмену самоизоляции, почему прямых выплат населению не будет, почему во время эпидемии власть оказалась неэффективной и об истинных целях вертикали власти в интервью KazanFirst рассказал политолог Дмитрий Орешкин.

У президента очень узкий коридор возможностей. Еще неделю не ходить на работу, значит, еще глубже посадить экономику и еще дольше потом из этого провала выбираться.

В разных регионах нужно действовать по-разному, в зависимости от ситуации. Губернаторы имеют возможность принять решение – кто-то попозже, кто-то пораньше.

Должен быть какой-то отложенный всплеск заболеваемости. Причем не за счет Москвы, потому что в Москве ситуацию более-менее за 2 месяца сумели взять под контроль, а именно за счет «немосковской» России. Люди болеют в регионах. А регионы из центра лечить не могут, потому что в регионах разная и, как правило, не очень хорошая медицинская инфраструктура.

Нет квалифицированных кадров, нет аппаратуры для вентиляции легких, еще чего-то. Нет необходимых лекарств, потому что они дорогие, и у вертикали не было средств для их приобретения, а у регионов – тем более.

Максимум, что может сделать центр – это дать деньги. Это тоже очень трудно делается, потому что вся система строится не для распределения денег, а для их изъятия. Это все равно что пылесос заставить не засасывать пыль из регионов, а наоборот – распределять эту пыль по регионам. Шума много, грязи много, проку мало, потому что система не приучена работать в этом направлении.

Но даже если деньги будут выданы в этом направлении, то что с ними могут сделать на местах? В лучшем случае повысят зарплаты врачам, санитарам, нянечкам, и это было бы абсолютно правильно. Сделать выплаты какие-то одноразовые для того, чтобы людей поддержать, чтобы с голоду не померли.

Но сама система не создана для граждан, она создана для удовлетворения каких-то полумифических забот, когда раньше мы хотели, чтобы Россия поднялась с колен, чтобы мы обогнали США и так далее.

А сейчас вдруг оказалось, что проблема совершенно в другом. Какой-то маленький вирус откуда-то взялся, и теперь люди смотрят на первое лицо, мол, мы же тебе верили, мы же жертвовали, мы же поднимались с колен и слушали ваш телевизор. А первое лицо при всем желании не может помочь. И оно это хорошо понимает. Поэтому он был в некотором шоке. Чем бы он мог помочь? Он мог бы давать добрые советы. Как товарищ Медведев делал: «Денег нет, но вы держитесь, доброго вам здоровья и хорошего настроения».

Сейчас он хотя бы сказал: «Даю команду на всплытие, подводная лодка будет вентилироваться». Хорошо. Но каждый регион должен всплывать в своем режиме, потому что в Москве одна ситуация, по России – другая. В Москве как раз хорошо - это более-менее европейский центр, там есть деньги, кадры, оборудование и инфраструктура. И нужно было только, чтобы человек во главе этого региона взял на себя ответственность. Собянин взял. Он сделал ошибки, можно его ругать, но он начал действовать.

А в большинстве регионов люди сидят и ждут – они вертикалисты, они привыкли, что, если ты сделаешь что-нибудь без согласования в Кремле, тебе по шапке дадут. Все остальные сидят, прикидываются валенками и ждут команды. Так вот Путин дал им команду: «Ребята, выкарабкивайтесь сами!».

Ужас весь в том, что Путин таким образом признал, что вертикальная модель не для этого. Она для вдохновения, для рассказывания сказок на ночь о подъеме с колен, о том, чтобы давать отпор. Это все она умеет.

А заботиться о населении – это не входит в ее задачи. Она принципиально не для этого, она не зависит от населения, не зависит от избирателя. Она зависит от интересов региональных элит - вот это дело другое.

Народонаселение в этой системе власти ключевым базовым ресурсом воздействия на власть не обладает. Да, оно обладает некоторыми ресурсами – ваш бюллетень имеет какой-то вес. Но гораздо больший вес имеет поддержка со стороны элитных групп, в первую очередь региональных. Они должны быть довольны, должны понимать, что их интересы соблюдены, и за эти интересы биться.

Бизнес-элиты тоже очень важны. Хотя тут тоже принцип такой: они должны быть подконтрольны, чтобы в любой момент на них наехали, и они дали столько денег, сколько надо. С другой стороны, нельзя наезжать на них слишком сильно, чтобы они не свернули бизнес и не уехали, как поступил, к примеру, Дуров. Но Дуров может уехать, потому что у него бизнес в голове. А, скажем, «Лукойл» никуда уехать не может, потому что весь его «керосин» спрятан в земле, которая называется российской.

Именно эти люди нуждаются, с точки зрения вертикали, в первоочередных вливаниях. Что мы сейчас наблюдаем? Как Сечин – надежда и опора державы, который контролирует крупнейшую нефтегазовую компанию, приходит и просит денежек у этой самой державы, которую должен питать своими налогами.

Сечин не может прогореть – он приходит к Путину и просит денег в размере примерно четверти той суммы, которую собираются выделять на поддержку населения. И конечно, он их даст в какой-нибудь неявной форме, потому что ему нельзя, чтобы Сечин сдулся. А после него придет Чемезов, потому что автомобили не покупают, экспорт дышит на ладан и нельзя, чтобы он провалился. Космос тоже важен, поэтому и Рогозину нужно помочь. Есть еще Шойгу, потому что армию надо кормить.

Прямых выплат населению не будет не потому, что Путин патологически жаден. Он просто знает, что есть люди, которых нельзя обидеть и от которых его власть зависит.

Поэтому вертикаль – это вещь мифологизированная, она неэффективна. Она хороша для контроля над «тумбочкой», когда в ней сами собой заводятся деньги – нефтяные, алмазные, какие угодно. Задача эти деньги «отжать», поставить правильных людей на правильные места, чтобы они приносили определенную долю. А когда в «тумбочке» деньги перестают накапливаться, возникает проблема. У людей в погонах обостряется желание взять «тумбочку» под контроль, чтобы первым оттуда черпать, пусть даже там будет в целом денег меньше.

А те, кто поумнее, понимают, что надо решать проблему с пополнением этой «тумбочки». Для этого нужно отказываться от вертикальной модели и переходить к тому, что называется либеральной моделью экономики. То есть поддерживать бизнес, ограничивать изъятие из него денег только налогами, а не просто приезжать и трясти. Все это требует очень много времени, требует перемен ментальности начальников и происходит мучительно долго.

Поэтому у Путина сейчас ситуация не лучшая. Да, он сохранит власть, он проведет это голосование электронно, без пафоса и боя барабанов, как все это планировалось сделать. И, безусловно, он сохранит достаточное количество денег, чтобы прикормить все элиты.

Конечно, я согласен, надо людям денег дать, ведь теоретически это государство и должно существовать ради людей, но оно на самом деле существует ради себя.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх