А употреблять его тут нельзя. Уважаемые эмпаты из благочестивого Дзена сразу предадут анафеме статью и ее смогут прочитать только подписчики, как и многие наши статьи. Это вам не демократичный Телеграм и не канал синеголового матершинника Тёмы Лебедева, которому можно всё.
Тем не менее, слово есть. И пришло оно не из Библии. Оно существует и пришло в армию из народа, а в народ попало из медицинских терминов советского периода. Им еще Хрущев выставку авангардистов обозвал. Ёмко, по существу и одним словом.
Поэтому придется его видоизменить. Ну, скажем, пиараст. И если раньше оно просто обозначало неких несовсемтрадиционалов, то теперь имеет и иное смысловое наполнение. Это простонародное словцо зиждиться на извечном русском запросе: Кто виноват и что делать? И дает безупречный ответ на первую его половину.

Когда в армии артиллеристам дают три снаряда, по шаблонам мирного времени, а на них прет стальная немецкая армада вовсе не мирного времени — в этом виноваты кто? Правильно. Пиарасты. И те, кто дал всего три снаряда, и те, кто эту стальную армаду подослал. И то, что пиарасты активно задействованы по обе стороны от линии фронта — не является откровением для бойца.
Солдат не хочет вникать в причины, по которым ему не дали снарядов. Не желает выслушивать объяснений от замкомвоспита о сложной международной обстановке. А фронтовой офицер не желает объяснять, потому что тоже знает, что виноваты в этом пиарасты. В этом и солдат и офицер солидарны.
Оба они хотят выиграть битву и победить, но считают, что мешают им в этом пиарасты, которые головотяпно подошли к вопросу обеспечения, снабжения, логистики и многие прочие т.д. и т.п (наивные бойцы видят ситуацию только на своем участке, а по ней судят о целом).

При этом высшее руководство, на самом деле, конечно, не виновато. Но попадает под словесную раздачу где-то там, за сотни километров, где какому-то ошалевшему от разрывов вражеских снарядов и мин Форесту Гампу терпеливо объясняет ситуацию такой же ошалевший от разрывов капитан: Где, где? В Москве! Держи оборону, мать твоя замечательная женщина!
А начальство и не обязано крутиться как белка в колесе. Времена сталинских наркомов давно прошли, а рабочий день заканчивается в 18.00, а в пятницу в 16.45 (пятница, понимать надо). Партия уже не спросит, а партия в преферанс заждалась. И это, никто "адмиральский час" в Арбатском военном округе не отменял, после 15.00.
И высшее руководство, кстати, тоже знает, кто такие пиарасты. И знает, что они виноваты, при этом пиарастами назначаются нерадивые офицеры и солдаты.

Например, когда резина на технике разваливается, от того, что пришла в негодность — в этом точно виноваты пиарасты. Высшее руководство в этом случае считает, что пиарасты это:
а) виноваты раздолбаи офицеры, которые не досмотрели;
б) виноваты мехводы, которые мчат свои машины по буреакам, везя те самые три драгоценные снаряда, вместо того, чтобы выбрать надежную, ровную заасфальтированную дорогу (как на парадах и чтобы было красиво, и лучше колонной с флагами, так еще красивее смотрится).

И тут, на самом деле, верный ответ знают и те и другие, признавая главными пиарастами тех, кто не озаботится переводом стрелок с мирного на военное или хотя бы на спецоперируемое время. Войны нет, зато есть проблема с резиной, которая безбожно эксплуатируется вовсе не на парадном асфальте.
Если высшее должностное лицо забирается с проверкой аж на самый передок ТВД, задает вопрос: "а что, у вас даже бани-сауны нет?" и пускается в ностальгические воспоминания о том, что на проверках, к примеру в Сибири всё было тип-топ ("вот, помнится, сибиряки такую баню предоставили и такой стол накрыли, что ох и ах") — это оно, конечно, заботится о личном составе, а никак не иначе.

Но высшие должностные проверяющие лица редко забираются на передок ТВД (им могут его построить идеально под Ростовом, со снующими добротными солдатами, одетыми в чистенькую выглаженную форму, а потом правдоподобно снять для телека). А вот до пятой-шестой линии обороны вполне случайно могут добраться, если водитель (не приведи Господи) заплутал.
И устроить разнос по существу. "Где баня для л/с?! Почему нет графика помывки поротно и побатальонно?" — грозно может спросить высшее проверяющее руководство. И даже рыкнуть. И изящно топнуть ногой. И потребовать произвести срочную демонстративную помывку всем полком, с построением до и после.

И когда командиры пытаются неумело объяснить, что сборища поротно и побатальонно грозят прилетом с неба вражеских подарков (Адам Султанович Делимханов не даст соврать), потому что корректировщица огня баба Ганна сидит в соседней хате — высшему проверяющему начальству становится ясно, кто пиарасты. А офицеры и бойцы почему-то считают, что пиарастом является само проверяющее лицо, которое не желает вникнуть в реалии, когда обычный поход в сортир (pardonne-moi) превращается в тот еще квест.
Зато ушли в прошлое вопросы про подворотнички, а это тоже ностальгически греет душу высшего проверяющего начальства. Некоторые, самые опытные, называют подворотнички еще ветхозаветным словом "подшива". И делают выводы: нет накрахмаленного подворотничка — нет красоты, здоровья и порядка. А есть раздолбайство, которое исходит от нерадивых солдат и офицеров.
Вопросов про подворотнички нет, зато могут возникнуть вопросы: Это что за неуставная форма одежды? Кто разрешил носить мультикам? Почему л/с небрит? Что за шапочка? Почему обувь не чищена? Боец, почему в тапочках? Это что за приблуда на автомате у тебя нацеплена? Кто разрешил? Это что у тебя на шевроне нарисовано? Кроссовки место берцев?? Вы что тут, совсем ошалели (наелись ухи)?

Это косяки. Которые, между прочим, не то что здорово снижают оценку проверки подразделения, а справедливо выводят ее в прочные минуса. Там где нет порядка — нет победы. И это проверяющие начальники еще про волонтеров не знают, вот где самый трэш-то зарыт. Эти трудолюбивые муравьи всё тащат и тащат что-то в армию, в которой всё есть. Это знание позволило бы именовать пиарастами не только нерадивых офицеров и солдат, но и гражданских.
А ведь вопросы, заданные высоким начальством, правильные! Но, вероятно, почему-то не возникают при проверках подразделений бравых чеченских воинов (даже могу представить, что они смешливо могут ответить по этому поводу: "Слюшай, дон, чего цепляешься, а? Бороду нам дал Аллах, это наши национальные традиции, генерал, понятно, да?"). Да наших братьев, наверное, и не проверяет никто.

Кстати, во времена второй чеченской, у автора была шикарная опасная бритва J.A.HENCKELS Solingen, с перламутровыми ставками, а к ней прилагался перламутровый же стаканчик и помазок. Бриться ей было одно удовольствие. Но сейчас золингенцы стали нашими идеологическими противниками, а бритву кто-то скоммуниздил еще в те времена, когда про восстание машин мы смотрели только фантастические фильмы по видику.
В общем, до тех пор, пока будут давать по три снаряда и не давать резину — вопрос в том, кто пиараст в армии будет насущен всегда. А ответы на него порадуют разнообразием. Вопроса "Что делать?" не стоит, это и так все знают. А вот вопрос "Как сделать?" актуален как никогда. Ибо, если раньше все упиралось в отсутствие политической воли, то сейчас, видимо, упирается во что-то другое. Светлое будущее, до которого хотелось бы дожить.
Свежие комментарии