На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

На пульсе времени

2 544 подписчика

Свежие комментарии

  • Александр Почекунин
    Русский «Лошарик»...
  • Нина Бакалина
    Дума,  СФ,  что  вы  не  требуете,  чтобы   МО  бомбили  Киев  с  его  террористами  во  главе  с  наркоманом,  сколь...Минобороны сообщи...

Сергей Васильев. Поможет ли нам наш кризисный опыт 90-х в борьбе с вирусом?

Российская экономика может выйти из «коронавирсного кризиса» быстрее, чем Западный мир – поскольку у нас есть перед ним одно уникальное преимущество. У нас были наши 90-е, по своему шоку и эффекту, сравнимые с тем, что сейчас происходит во всем мире.

В начале 90-х с развалом СССР и запуском рыночных реформ в стиле «шоковой терапии» одномоментно остановилась вся отечественная промышленность. Налаженные советские межотраслевые связи в один момент разорвались – либо и-за ценовой неразберихи, либо и-за несоответствия спроса и предложения, либо и-за закрытия границ между республиками вчера еще единой страны.

Это был реальный коллапс системы. Замерли заводы и фабрики, прекращали работу в силу отсутствия планов многочисленные НИИ и проектные институты. Окочурились целые отрасли, нужные еще вчера в советской кооперации, но не нужные в новых рыночных отношениях.

Кое-как государство продолжало финансировать бюджетную сферу: больницы, школы, армии и ВУЗы. Но зарплата в этой сфере стремительно, на глазах падала в виду галопирующей инфляции.

Новый рынок начал тогда формироваться буквально на пустом месте.

С нуля образовывались, придумывались и организовывались новые банки, биржи, страховые компании, брокерские и трейдерские дома, которых вчера еще не было даже как понятий. С нуля создавались новые магазины, кафе и рестораны, формировались новые отрасли и индустрии.

Это и было причиной всеобщего шока – когда одни предприятия массово останавливались и закрывались, а другие создавались с нуля.

Ничего подобного столь масштабной трансформации бизнеса и общества, в Западном мире в те годы не было. Там бывали периодические кризисы – но либо местные, локальные, либо чисто финансовые. Рожденные из отдельных финансовых пузырей, они устранялись теми или иными финансовыми инструментами, которых было достаточно в развитом западном мире.

Но кризис, в который мир вошел сейчас – совсем иная история. Это именно всеобщий шок, массовая остановка бизнесов и производств, логистических цепочек и транспортных узлов.

Что-то подобное было в западном мире очень давно. Не зря у многих аналитиков приходят на ум сравнения с Второй мировой войной или Великой депрессией, когда случались подобные катаклизмы.

И вот тут между западным миром и Россией – большая разница.

У них это было когда-то, а у нас совсем недавно. Они это лично уже не помнят, лишь читали об этом в учебниках и смотрели в кино. А мы там жили лично и из подобных перипетий вылезали сами.

Причем память о 90-х и тех экономических шоках сегодня ничуть не выветрилась из голов тех, кто руководит Россией и основным ее бизнесом. Мы все оттуда, из 90-х, где все рушилось, останавливалось и начиналось с нуля. Мы нутром чувствуем то, что на Западе понимают лишь «теоретически» – из книг и талмудов.

Эта память 90-х как прививка и вакцина дает нам шанс не повторить тех ошибок, что мы сделали тогда. А напротив – воспользоваться опытом тех лет, дабы выжить и начать что-то новое.

А у благополучного Запада такой прививки нет, им придется искать с нуля свою вакцину...

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх