На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

На пульсе времени

2 545 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Почекунин
    Русский «Лошарик»...
  • Нина Бакалина
    Дума,  СФ,  что  вы  не  требуете,  чтобы   МО  бомбили  Киев  с  его  террористами  во  главе  с  наркоманом,  сколь...Минобороны сообщи...

Кудрин обвинил правительство в некачественных прогнозах

Кудрин обвинил правительство в некачественных прогнозах

Счетная палата раскритиковала правительственные прогнозы и проект федерального бюджета на ближайшие три года. Официальные экономичекие прогнозы в ведомстве Алексея Кудрина называют неоправданно оптимистичными. Нарисованный министрами трехпроцентный экономический рост в Счетной палате считают нереальным.

 

«Больше всего вопросов к прогнозу, который сегодня представлен. И прежде всего, к темпам экономического роста», – заявил глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин в понедельник на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам. По его словам, рост российской экономики в 2020 году не превысит 1,5%, а в 2021 году – 2%. А по прогнозу правительства, рост ВВП РФ в 2020 году составит 1,7%, а в 2021 году достигнет 3,1%.

Прыжок с 1,7% к 3,1% Кудрин назвал малообъяснимым. «Мы считаем, не будет такого роста», – заявил он. По его словам, потенциал экономического роста от 1,5% до 2% – это «наш потолок» в условиях нынешних институциональных мер качества государственного управления.

Он напомнил, что ЦБ РФ также прогнозирует темпы роста в пределах, не больше 2,5%. Правительство рассказывает о том, что бурный рост будет связан с ростом инвестиций в основной капитал (с 2% в 2019 году до 5% в 2020-м), однако Кудрин подкрепил свои сомнения, отметив, что еще год назад планировался рост инвестиций в 7,6%, но первое полугодие 2019 года дало прирост инвестиций всего на 1,6%.

Минэкономразвития (МЭР) следует тщательнее прорабатывать варианты макропрогноза, предусматривая в том числе вероятность внешних шоков, говорится в заключении СП. Аудиторы считают, что надо анализировать влияние на отечественную экономику резких колебаний цены нефти, введение санкций, геополитические конфликты, торговые войны.

Там отмечают, что представленные изначально два варианта прогноза не в полной мере отображают сценарии развития событий. При этом, хотя в основу бюджета положен базовый вариант (анализировался еще и консервативный), получается, что все они так или иначе целевые, потому что должны обеспечить выполнение майского указа президента о достижении национальных целей (исключение сделано только для показателей по несырьевому неэнергетическому экспорту и вхождению России в число пяти крупнейших экономик мира в консервативном варианте).

СП также отмечает, что прогноз не содержит оценок вклада реализации национальных проектов в достижение национальных целей. В прогнозе просто нет большинства целевых показателей национальных проектов, из-за чего аудиторы не смогли сделать вывод о том, насколько в прогнозе учтены мероприятия нацпроектов.

Раздел прогноза, посвященный рискам, содержит лишь краткое описание ключевых рисков без их детализации и не предлагает меры, позволяющие избежать описанные ситуации или минимизировать последствия, указала Счетная палата.

В качестве еще одного фактора низкого качества прогнозирования аудиторы назвали существенные корректировки данных Росстата, которые происходят в течение года. С 2019 года изменилась методика расчета доходов населения. Данные по реальным располагаемым денежным доходам населения были пересчитаны за период с 2013 года, по уровню бедности – с 2018 года, отметила Счетная палата.

В череде проблем бюджета Кудрин назвал Фонд развития. «Год назад у нас как один из инструментов развития обсуждался Фонд развития. Сейчас он рассосался...» – сказал он, выступая в Госдуме. Он напомнил, что фонд является частью федерального бюджета, на него специально были увеличены заимствования на 0,5% ВВП, порядок расходования которых до сих пор не определен. В проекте бюджета на 2020–2022 годы объем Фонда развития определен в размере 585 млрд руб. ежегодно.

Кудрин отмечал, что расходы, предусмотренные за счет фонда, не классифицированы, их аналитическое распределение не представлено и мониторинг затруднен. «Давайте как-то разберемся, он есть в бюджете или нет. Мы даже не можем вам представить, как он расходуется, хотя ему отводилась существенная роль в поддержке экономического роста. Если вы помните, даже говорилось о так называемой инфраструктурной ипотеке. Сейчас следов в бюджете по нему даже не находим», – констатировал Кудрин.

Первый вице-премьер – министр финансов Антон Силуанов пояснял, что средства Фонда развития распределены уже по национальным проектам, поэтому как такового «мешка» нет. А средства Фонда развития работают по другим статьям расходов.

В понедельник Кудрин сделал еще одно предложение, которое наверняка не понравится Силуанову. Председатель Счетной палаты предлагает в виде исключения, чтобы поддержать темпы роста 2019 года, начать вкладывать средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) в ценные бумаги, не дожидаясь фактического превышения объемом фонда планки в 7% ВВП.

По оценкам Минфина, объем ФНБ в рублевом эквиваленте составил на 1 октября 7,9 трлн руб., Силуанов ожидает, что его объем превысит 7% ВВП в 2020 году. По бюджетному правилу, тогда можно будет начинать вкладывать в развитие экономики. Глава Минфина уточнил, что речь идет о 1,5–2 трлн руб., но в конце сентября он предложил инвестировать внутри страны только 15–20% от этой суммы.

Аналитики «НГ» согласны с критикой со стороны СП и добавляют свои аргументы.

«Непонятно, за счет чего стоит ожидать ускорения роста ВВП, – недоумевает директор Академии управления финансами и инвестициями Арсений Дадашев. – Фискальная нагрузка на предпринимателей и население увеличилась, каких-либо стимулирующих мер, отличных от предыдущих периодов, принято не было. Нефтяные цены опустились до отметок 2017 года, и причин для их увеличения в ближайшее время не предвидится. К сентябрю исполнение нацпроектов составило 48% – таким образом, какого-то существенного импульса для развития ВВП не получит и за счет них».

По мнению эксперта, планируемое в 2020 году увеличение расходов бюджета будет достаточно скромным, да и произойдет оно в основном в социально важных отраслях. «Правительство не стимулирует экономику, а просто увеличивает соцподдержку населения, – сказал «НГ» Дадашев. – 2020 год будет еще более печальным: внешний спрос упал, потребительская активность сократилась за счет падения реальных доходов, тогда как кредитная активность, способствовавшая более динамичному росту ВВП, утратит свою силу из-за давления регуляторов на финансовую сферу».

Шеф-аналитик ГК TeleTrade Петр Пушкарев считает, что для правительства настала пора менять подходы: «Надо не прогнозы публиковать, а ставить цели. В целевых сценариях хотелось бы увидеть составные части всего паззла: по каким конкретно предприятиям какого сектора Минэкономразвития или Минпромторг ждут технологических прорывов или роста производительности труда, снижения себестоимости, на какие именно цепочки с участием предприятий с совместным капиталом можно рассчитывать, что они уже к 2021 году заработают, каким и на основании чего правительство видит вклад малого и среднего бизнеса».

Дело вообще не в цифрах формально-валового прироста товарной массы, считает эксперт. «Абстрактные показатели на хлеб не намажешь. Всех интересуют реальные подвижки в структуре отраслей, а как итог – в появлении или непоявлении новых продуктов, способных успешно конкурировать за ниши на экспортных рынках: сами себя за счет попыток раскачки внутреннего спроса мы за волосы из стагнации не вытянем», – говорит Пушкарев. 

 
 
Автор: Анатолий Комраков
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх