На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

На пульсе времени

2 545 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Почекунин
    Русский «Лошарик»...
  • Нина Бакалина
    Дума,  СФ,  что  вы  не  требуете,  чтобы   МО  бомбили  Киев  с  его  террористами  во  главе  с  наркоманом,  сколь...Минобороны сообщи...

Главная опора Путина сегодня – сам Путин?

Путин каким-то шестым чувством понимает, что неуклонно теряет поддержку «своего» большинства, становясь при этом заложником «активного меньшинства» – агрессивного, консервативного и немного реакционного. Так во всяком случае считают социологи, оценивая события последних месяцев и вызываемые ими колебания генеральной линии. Иные впрочем говорят о маятнике, законам которого исстари подчиняется любая политическая деятельность на Руси.

Метафоры метафорами, но ведь реально в политическом поле происходит очередная трансформация!

Поначалу Путин позиционировал себя выразителем интересов простого человека в противовес зарвавшимся олигархам и купленным чиновникам. Отсюда его брутальные шутки на грани фола, простые и понятные решения сложных проблем, апелляция к наведению порядка и прочие вещи популярные, у «черни». Этот консенсус рухнул, когда задачи восстановительного периода после дефолта 1998 года были выполнены, а мировые цены на нефть принесли в Россию золотой дождь.

В новых условиях социальной опорой главы государства стал уже не условный средний Иван, а выросший численно городской средний класс. Именно он оказался главным бенефициаром колоссального притока нефтедолларов в «золотые нулевые» и с готовностью менял голодную свободу 1990-х на сытое благосостояние 2000-х. Но тут приключился глобальный экономический кризис, и стало понятно, что уже не до жиру…

Девизом нового периода стала стабильность, а социальная опора Путина вновь поменялась. Тем более что горожане, утратив часть материальных благ в ходе кризиса, девальвации рубля и последующей стагнации экономики, решились на протест. Столкнувшись с ним, национальный лидер призвал на помощь в борьбе с креативным классом провинциальный производящий класс – инженеров, мастеров и рабочих, связанных с ВПК, а также с другим реальным производством.

Эта социальная база оказалась намного многочисленнее, и на третьем сроке хозяин Кремля стал подыгрывать именно ей. Он заговорил о национальных ценностях, начал принимать репрессивные законы, осуждать современное искусство и всё чаще и сильнее ссориться с Западом, апофеозом этой ссоры стал Крымнаш.

Но и эта социальная группа в конечном счёте разочаровала президента. Оказалось, что работный люд заинтересован в стабильности лишь весьма условно. Он не очень-то хочет затягивать пояса, когда темпы роста экономики уходят в ноль или даже в минус, и ратует за социальную справедливость, понимая её как перераспределение богатств от российских капиталистов в свою пользу.

Само время и внешние санкции подточили посткрымский консенсус. Уровень поддержки Путина и как политика, и как лидера упал до пятилетних минимумов, грозя уйти ещё ниже. Появились и более опасные признаки. Так в сентябре прошлого года, когда президент посетил судостроительный завод «Звезда» на Дальнем Востоке, у него возник спор с рабочими по поводу их зарплат, и впервые он столкнулся с публичным неодобрением своей политики у целевой аудитории.

Попытка опереться на национально ориентированный бизнес тоже не принесла успеха: на форуме «Деловой России» свежие инициативы Путина были встречены весьма прохладно – ни аплодисментов, ни ответной благодарности.

А ведь Россия медленно, но неотвратимо вступает в переходный период, когда Путину придётся принимать решение о том, как осуществлять передачу власти по истечении его четвёртого срока в 2024 году. В то же время надо будет проводить в жизнь болезненные и долгосрочные меры в социально-экономической сфере. Это крайне сложно сделать без широкой поддержки, тем более что опора на ближайшее окружение тоже уже ненадёжна – такие там поднялись дрязги, что хоть святых выноси. Борьба за власть – штука сложная…

В итоге все колебания генеральной линии привели Путина к политическому одиночеству. К тому, что он по сути стал представлять интересы только… самого Путина, заинтересованного главным образом в плавной передаче власти правильному человеку при сохранении рычагов контроля за собой.

И действительно, на кого же ему ещё осталось опираться?

А.Нальгин

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх